DirectX Графика в проектах Delphi

         

Создание консоли



Консоль вы часто видели и использовали в профессиональных играх и, наверняка, захотите создать и в своей игре. Пример данного раздела - проект каталога Ех09 - поможет вам в этом. Он является развитием нашей пробной игры: теперь по нажатии клавиши <Таb> на экране появляется консоль, предназначенная для ввода команд (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Наша игра обзавелась консолью

Я предусмотрел реакцию только на одну команду, после ввода Exit приложение завершает работу, все остальные вводимые строки просто вызывают эхо в консоли.
Моя консоль вмещает три строки, инициализируемые многозначительными фразами:

rcRectConsole : TRECT; // Вспомогательный прямоугольник
ConsoleHeight : Integer =0; // Текущий размер консоли
ConsoleLive : BOOL = False; // Флаг, связанный с присутствием
TextConsolel : String = '> Initialization....OK'; // Строки вывода
TextConsole2 : String = '> Loading .......OK';
TextConsole3 : String = '>_';

Для функционирования консоли я завел отдельную поверхность, закрашиваемую при инициализации белым цветом:

ZeroMemory(@ddsd, SizeOf(ddsd));
with ddsd do begin
dwSize := SizeOf(ddsd);
dwFlags := DDSD__CAPS or DDSD_HEIGHT or DDSD_WIDTH;
ddsCaps.dwCaps := DDSCAPS_OFFSCREENPLAIN;
dwWidth := 640;
dwHeight := 100;
end;
hRet := FDD.CreateSurface(ddsd, FDDSConsole, nil);
if Failed (hRet) then ErrorOut(hRet, 'CreateSurface1);
hRet := FDDSConsole.SetPalette(FDDPal) ;
if Failed (hRet) then ErrorOut(hRet, 'SetPalette');
ZeroMemory(gddbltfx, SizeOf(ddbltfx));
ddbltfx.dwSize := SizeOf(ddbltfx);
ddbltfx.dwFillColor :=RGB (255, 255, 255);
FDDSConsole.Bit(nil, nil, nil, DDBLT COLORFILL or DDBLT WAIT, @ddbltfx);
SetRect (rcRectConsole, 0, 0, 640, 100);

Код воспроизведения монстров и пуль немного подправил, чтобы они не появлялись в области консоли. Сама же консоль воспроизводится в последнюю очередь, непосредственно перед переключением буферов:

if ConsoleLive then begin // Надо ли рисовать консоль
if (GlobalThisTickCount - GlobalLastTickCount > DelayConsole) then
begin // Плавное появление консоли
Inc (ConsoleHeight, 5);
if ConsoleHeight > 100 then ConsoleHeight := 100;
SetRect (rcRectConsole, 0, 0, 640, ConsoleHeight);
end;
// Собственно воспроизведение консоли
FDDSBack.BltFast(0, 0, FDDSConsole, @rcRectConsole, DDBLTFAST__WAIT);
end;


Текст в консоли выводится с помощью функций GDI:

procedure OutText (const X, Y : Integer; const TextCon : String);
var
DC : HOC;
begin
FDDSConsole.GetDC (DC) ;
SetBkColor(DC, RGB (255, 255, 255)); // Цвета фона и букв необходимо
SetTextColor (DC, 0); // задавать обязательно
TextOut (DC, X, Y, PChar(TextCon), length (TextCon));
FDDSConsole.ReleaseDC (DC);
end;

Немало хлопот принесла обработка нажатия клавиши <Backspace>: чтобы стереть старый текст, приходится воспроизводить ряд пробелов:

if diks [DIK_TAB] and $80 <> 0 then begin // Клавиша <Tab>
if not ConsoleLive then begin // Включение консоли
ConsoleHeight := 0; ConsoleLive := True;
end
else ConsoleLive := False; // Выключить консоль
Sleep(lOO); // Небольшая пауза
end;
if ConsoleLive then begin // Обработка клавиш для консоли
OutText (5, 10, TextConsolel); // Вывод трех строк в консоли
OutText (5, 30, TextConsole2); OutText (5, 50, TextConsole3);
if diks [DIK_RETURN] and $80 <> 0 then begin // Ввод команды
// Введена команда "Exit"; выход из программы
if (TextConsole3 = '>EXIT_') or (TextConsole3 = '> EXIT_') then Close;
// Введена другая команда, строки стираются и поднимаются наверх
TextConsolel := ' ';
OutText (5, 10, TextConsolel); // Затираем пробелами
TextConsolel := TextConsole2; // Строка сдвигается вверх
TextConsole2 := ' ' ;
OutText (5, 30, TextConsole2);
TextConsole2 := '> Command : ' + Copy (TextConsole3, 2,
length (TextConsoleS) - 2); // Реакция на все остальные команды -
// вывод эха
TextConsoleS := ' ';
OutText (5, 50, TextConsoleS);
TextConsoleS := '>_'; // Последняя строка превратилась в приглашение
Sleep(100);
end;
if diks [DIK_BACKSPACE] and $80 <> 0 then begin // Нажата клавиша
// <Backspace>
TextConsole3 := ' ';
OutText (5, 50, TextConsoleS); // Стираем последнюю строку
TextConsoleS := '>_';
OutText (5, 50, TextConsoleS);
end;
for i := DIK_Q to DIK_M do // Просматриваем буквенные клавиши
if diks [i] and $80 <> 0 then begin // Нажата какая-то клавиша с буквой
if length (TextConsoleS) < 20 then begin // Ограничение длины строки
// Перед символом подчеркивания вставляем букву нажатой клавиши
TextConsoleS := Copy (TextConsoleS, I, length (TextConsoleS) - 1) +
ScanToChar (i) +'_';
OutText (5, 50, TextConsoleS); // Вывод получившейся строки
Sleep(100);
end;
end;
end;

Поскольку обработка клавиатуры происходит необычайно быстро, с помощью процедуры sleep создаем искусственную паузу, чтобы не получить эффекта залипания клавиши. Эта пауза дает время пользователю отпустить нажатую клавишу.


Содержание раздела